Список форумов ХАРЕ КРИШНА ФОРУМ ХАРЕ КРИШНА ФОРУМ
ФОРУМ ПЕРЕЕХАЛ И ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ДЛЯ ЧТЕНИЯ
 
 ПЕРЕЙТИ НА НОВЫЙ ФОРУМ 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Настроение Рупы Госвами

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ХАРЕ КРИШНА ФОРУМ -> Кришна Катха
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Abhinanda das



Зарегистрирован: 04.03.2008
Сообщения: 133
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Мар 10, 2008 2:38 pm    Заголовок сообщения: Настроение Рупы Госвами Ответить с цитатой



Шри Прем Прайоджан Прабху
Настроение Рупы Госвами
День ухода Шрилы Рупы Госвами
06.08.2006, телемост Лос-Анджелес – Москва

Сегодня – в высшей степени благоприятный день божественного ухода Шрилы Рупы Госвамипада.
на карма-бандханам джанма ваишнаванам ча видйате
вишнур анучаратвам хи мокшам ахур манишинаx

«Чистый вайшнав не имеет ни кармы, ни рождения, ни смерти. Всё, что он делает, трансцендентно и находится на одном уровне со Всевышним Господом». (Падма Пурана, 6.229.57)

Вайшнавы не рождаются и не умирают. Они нисходят в этот мир и уходят из него. Обычно люди каждый год отмечают дни рождения, но никто не отмечает ежегодно дни ухода своих родных и близких. Однако вайшнавы с большим энтузиазмом отмечают как дни явления, так и дни ухода вайшнавов. Нет принципиальной разницы между явлением и уходом вайшнава, потому что в эти дни, прославляя вайшнава, мы обретаем возможность получить даршан этого вайшнава.

Тем не менее согласно традиции большее значение придаётся дням ухода вайшнавов. В день своего явления вайшнав проявляет лилу рождения. Он находится в теле маленького ребёнка, не умеющего ходить и говорить. Он ещё не проявляет своих вайшнавских качеств. В то время как ко дню ухода вайшнав уже проявил не только все свои качества и величие, но он уже осуществил миссию, ради которой он приходил. Своим уходом вайшнав погружает всех своих учеников, последователей и друзей в состояние боли разлуки с ним. Он дарит садхакам чувство разлуки, и они испытывают на личном опыте, что такое разлука с вайшнавом. Тогда они получают шанс развить с ним более близкие отношения.

В состоянии разлуки великий вайшнавский поэт Мадхава дас написал:
йан кали рупа шарира на дхарата
тан враджа-према-маханидхи-кутхарика,
кауна капата удгарата

«Если бы Рупа Госвами не пришёл в этот мир в Кали-югу,
то кто бы открыл великую сокровищницу Враджа-премы?»
(Мадхава дас, Йан кали рупа, 1)

Главная мысль этого бхаджана в том, что Шри Чайтанья Махапрабху принёс в этот мир богатство, которого здесь ни у кого не было. Но это сокровище находилось под замком в железном сундуке. Поэтому никто не имел к нему доступ. Чайтанья Махапрабху передал ключ от этого сундука Рупе Госвами.

вриндаванийам раса-кели-вартам
калена луптам ниджа-шактим уткаx
санчарйа рупе вйатанот пунаx са
прабхур видхау праг ива лока-сриштим

(Чайтанья Чаритамрита, Мадхья, 19.1)

В этом стихе раса-кели вартам означает «обсуждение сокровенных игр во Вриндаване», калена луптам – «на тысячелетия пропало для людей», то есть никто не мог прикоснуться к этому. Это означает, что, когда Радха и Кришна проявили игры в этом мире, они, общаясь, проводили удивительные беседы. Когда Радха и Кришна совершали сокровенные игры, в которые не было доступа никому, то Рупа манджари, Рати манджари и остальные в узком круге обсуждали эти игры. А когда Радха и Кришна со всем своим окружением и Враджем покинули нашу планету, то и обсуждение их игр исчезло с нашей планеты.

Здесь дан пример. В начале творения Всевышний Господь вдохновил через сердце Господа Брахму, как проявить все живые существа и планеты во вселенной. Об этом говорится в первом же стихе Первой Песни "Шримад Бхагаватам". В этом стихе говорится о том, как Кришна научил через сердце Господа Брахму, как создать эту вселенную. Подобным образом Чайтанья Махапрабху научил через сердце Шрилу Рупу Госвами, как раскрыть катху о сокровенных играх Радхи и Кришны этому миру и создать вселенную раса-катхи.

Здесь есть некоторая аналогия с тем, как Господь Брахма создал эту вселенную. Но на этом сходство заканчивается, потому что лишь одной капли раса-катхи, которую проявил Рупа Госвами, было достаточно, чтобы затопить все живые существа во всех материальных вселенных. Поэтому Мадхава дас в своём бхаджане в первых же строках написал: «Если бы Рупа Госвами не пришёл в этот мир, кто, кроме него, смог бы открыть великую сокровищницу Враджа-премы?»

нира кшира хамсана, пана-видхайана,
кауна притхак кари пайата

«Рупа Госвами подобен лебедю, который умеет отделять молоко от воды. Кто, кроме него, смог бы отделить молоко расы и сделать его доступными для понимания и наслаждения людьми?» (Мадхава дас, Йан кали рупа, 2)

До прихода Рупы Госвами такие ачарьи, как Мадхва-ачарья, Рамануджа-ачарья, Нимбадитья и Вишну Свами, дали общую концепцию бхакти. Но Рупа Госвами был первым, кто дал чёткие определения, разделив бхакти на рагануга-бхакти и ваидхи-бхакти. Он отделил садхана-бхакти от бхава-бхакти и бхава-бхакти от према-бхакти. Затем он дал определения, как према развивается по ступеням: према, снеха, праная, мана, рага, анурага, бхава, махабхава, рудха-бхава, адхирудха-бхава и так далее.

ко саб тйаджи бхаджи вриндавана
ко саба грантха вирачита

«Если бы Рупа Госвами не пришёл в этот мир,
кто бы смог, оставив всё, совершать бхаджан
во Вриндаване, и кто бы смог написать книги о бхакти-расе?»
(Мадхава дас, Йан кали рупа, 2)

По приказу Шри Чайтаньи Махапрабху Рупа Госвами написал множество книг. Ещё до встречи с Чайтаньей Махапрабху, живя в Рама-кели, он написал «Хамсадута» и «Уддхава-сандеш». В «Уддхава-сандеш» описано, как Кришна посылает гопи письмо с Уддхавой во Вриндаван. Сюжет "Хамсадута" – это встреча Лалиты-сакхи и лебедя-посланника во Вриндаване. В этих двух книгах Рупа Госвами описал: в одной – разлуку Радхики с Кришной, в другой – разлуку Кришны с Радхикой.

В "Кришна-джанма-титхи-видхи" Рупа Госвами объяснил, как надо праздновать день рождения Кришны. В "Лагху-Радха-Кришна-ганоддеша-дипике" и "Брихад-Радха-Кришна-ганоддеша-дипике" Рупа Госвами подробно описал Радху, Кришну и их спутников. Он подробно описал внешность родителей Кришны, их родственников и слуг в их доме, их украшения, домашних животных, а также гопов и гопи. Рупа Госвами дал очень много подробностей. Например, он даже описал форму живота Нанды Махараджа и цвет его бороды, которая напоминает смесь зёрен горчицы и зёрен сезама.

Рупа Госвами написал две драмы: «Лалита-мадхава» и «Видагдха-мадхава», а также «Дана-кели-каумуди». Всю науку бхакти он детально описал в «Бхакти-расамрита-синдху». Девяносто шесть настроений Кришны, как участника игр во Врадже, и триста шестьдесят настроений гопи он описал в своей «Удджвала-ниламани». В других книгах – «Акхьята-чандрика», «Матхура-махима», «Падьявали», «Натака-чандрика» – Рупа Госвами раскрыл богатство духовного знания. Несмотря на то, что его принято считать ачарьей абхидхея-таттвы, в своих книгах он подробно объяснил всё: самбандху, абхидхею и прайоджану. В «Лагху-бхагаватамрите» он описал самбандха-таттву. Он также написал «Упадешамрита», «Нама-аштака», «Сиддханта-ратна», «Кави-каустубха» и множество стихотворений и поэм, которые объединены в сборник «Става-мала». Поэтому Мадхава дас задаётся вопросом: «Кто написал бы все эти многочисленные книги, если бы Рупа Госвами не появился в этом мире?»

* * *
Шрила Рупа Госвами родился в знатной брахманической семье в линии бхарадваджа-готра. Представители этой династии жили в южной Индии. Но из-за возникших проблем его предки оставили родину и ушли в Бенгалию. Рупа и его старший брат Санатана, когда они были молодыми, поступили на службу к Навваб Хуссейн Шаху. Они служили при дворе шаха, который находился в Рама-кели. Санатану звали Саккар Маллик, что означает «премьер-министр царя». Рупу звали Дабир Кхас, что означает «личный секретарь царя». В тот период времени Рупа Госвами создал большое озеро, которое украсил лотосами, деревьями кадамба и тамал. Оба брата обычно совершали бхаджан на берегу этого озера, медитируя на то, что они находятся во Вриндаване.

Однажды Чайтанья Махапрабху пошёл во Вриндаван, и по пути он повернул в Рама-кели. Рупа и Санатана, увидев Махапрабху, упали к его стопам. Из их глаз текли слёзы. Они сказали Махапрабху: «Мы более грешные и падшие, чем Джагай и Мадхай, мы хуже, чем млеччхи, потому что мы служим мусульманам, которые убивают коров и брахманов». Шри Чайтанья Махапрабху обнял их, дал им свои благословения и поставил свои лотосные стопы на их головы. Это была их первая встреча с Чайтаньей Махапрабху.

Махапрабху приказал Рупе Госвами идти во Вриндаван. Очень скоро он оставил службу у Навваб Хуссейн Шаха. Как известно, Рупа Госвами разделил своё состояние, отдав половину на служение брахманам-вайшнавам. Четверть он отдал знакомому бизнесмену, который вложил эти средства в свой бизнес с тем, чтобы при необходимости Рупа смог получить у него эти деньги. Последнюю четверть своего состояния Рупа Госвами отдал своим родственникам, в первую очередь семье Анупама, своего младшего брата, чтобы оплатить образование сыну Анупама. В последствии этот юноша стал известнен как Джива Госвами.

Оставив дом, Рупа Госвами ушёл во Вриндаван и пробыл там месяц. Чайтанья Махапрабху, придя во Вриндаван, не встретился там с Рупой Госвами. Они разошлись, но встреча произошла в Праяге. Когда Рупа Госвами издалека увидел Чайтанью Махапрабху, он, зажав соломинку между зубами, предложил ему дандават-пранамы. Издалека он вновь и вновь ложился на землю, предлагая Махапрабху свои поклоны. Этим Рупа Госвами учит нас, как приблизиться к Чайтанье Махапрабху.

Мы стремимся стать последователями Рупы Госвами. Но, когда я думаю о смирении, которым обладал Рупа Госвами, то мне становится стыдно. Рупа Госвами родился в знатной семье, он был красив и очень богат, он получил великолепное образование и сделал блестящую карьеру. Тем не менее он не возгордился, и ничто не осквернило его сердце.

Когда Рупа Госвами встретился с Махапрабху в Праяге, поблизости жил Валлабха-ачарья, лидер Валлабха-сампрадаи. Когда Валлабха-ачарья услышал, что в Праяг пришёл Махапрабху, то он пересёк Гангу, чтобы встретиться с Махапрабху. Предложив свои пранамы Махапрабху, он слушал и затем обсуждал с Махапрабху катху. Когда Рупа Госвами увидел Валлабха-ачарью, то издалека он стал предлагать ему пранамы. Валлабха-ачарья подошёл к Рупе Госвами, чтобы обнять его. Но Рупа Госвами предостерёг его: «Не прикасайтесь ко мне, я из низкой касты неприкасаемых. Вы осквернитесь, если прикоснётесь ко мне». Валлабха-ачарья был поражён этим проявлением смирения. Шри Чайтанья Махапрабху, подыгрывая этому настроению и делая вид, что согласен с поведением Рупы Госвами, сказал Валлабха-ачарье: «Вы его намного старше, Вы – аристократ, брахман, а этот юноша – из низкой касты. Поэтому всё правильно! Вам не стоит прикасаться к нему". Но Валлабха-ачарья с удивлением переспросил Махапрабху: «Разве можно говорить, что он из низкой касты, если он повторяет святое имя?» Махапрабху был очень доволен словами Валлабха-ачарьи. Он успешно сдал экзамен.

Здесь для нас есть два урока. Первый состоит в том, что следует чётко осознавать, что к тому, кто повторяет святые имена, к тому, кто предан Кришне, неприменимы никакие материальные обозначения – положение в обществе, происхождение, каста и прочее. Всё это не имеет к нему никакого отношения. А второй урок – это смиренное поведение Рупы Госвами в этой ситуации. Позже, когда Рупа Госвами пришёл в Пури, он не заходил в храм, где собирались вайшнавы, думая, что, как мусульманин, он осквернён и не имеет права заходить в храм. Кто-то мог бы сказать: «Зачем ему был нужен даршан божества Джаганнатхи, если у него была возможность видеть в доме Каши Мишры самого Махапрабху, объединённой формы Радхи и Кришны?» Но Рупа Госвами не ходил не только в храмы, он не ходил и в дом Каши Мишры. Он считал себя недостойным встречаться с Махапрабху. Вместо этого он ходил к сиддха-бакул вместе с Харидасом Тхакуром.

В этом мире мы видим немало преданных, кому нравится называть себя рупанугами, последователями Рупы Госвами. Но, если мы хотим стать настоящими последователями Рупы, то первое, чему мы должны научиться, – быть очень смиренными и выражать почтение всем живым существам.

* * *
Рупа Госвами и Махапрабху явили в Пури множество удивительных игр. Рупа Госвами пробыл с Махапрабху в Пури только десять месяцев, после чего Махапрабху послал его во Вриндаван. Махапрабху приказал Рупе ждать его там. Но Махапрабху так никогда и не пришёл во Вриндаван, а Рупа Госвами ждал и ждал его. Хотя Рупа Госвами был очень предан Махапрабху, но у него было очень мало личного общения с ним. И вся его жизнь – это воплощение разлуки с Шри Чайтаньей Махапрабху. С одной стороны, его любовь к Махапрабху признана одной из самых высоких, а с другой стороны, он очень мало общался с Махапрабху, чуть ли не меньше всех. Однако Рупа Госвами был настолько квалифицирован, что за очень короткое время общения с Махапрабху он получил от него во много раз больше, чем все остальные спутники. Из этого мы должны извлечь урок, что важно не то, как долго мы находимся рядом с вайшнавом высокой квалификации. Результат скорее зависит не от продолжительности, а от интенсивности и качества встреч с этим вайшнавом.

* * *
Рассказав немного о жизни Рупы Госвами, я хочу также вкратце рассказать о том, чему он учил. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шри Рупа Госвами впервые подробно описал природу трансцендентной расы. До него были исследования, касавшиеся материальной расы. Но никто и никогда не мог описать трансцендентную расу.

Рупа Госвами объяснил всё с самого начала: адау шраддха, сначала -вера. В книгах Дживы Госвами и других Госвами Вриндавана мы видим множество аргументов, которые они используют для того, чтобы обосновать те или иные важные принципы и высокие истины. Но Рупа Госвами начинает с самого простого, он говорит о вере.

Махапрабху сказал Рупе Госвами, что ниргуна-шраддха, или шраддха, не имеющая каких-либо материальных качеств, является бхакти-лата-бидж, семенем лианы бхакти. Когда это семя поливается шраванам и киртанам, оно начинает прорастать, и вырастает лиана бхакти. Эта лиана пробивает оболочки вселенной, проходит через реку Вирадж, брахмаджьоти и, минуя Вайкунтху, устремляется во Вриндаван. И только там бхакти-лата, достигнув стоп Кришны, впервые зацветает. Эти цветы называются бхава-кусум, цветы трансцендентных чувств и эмоций. Потом созревает плод, который называется према.

Махапрабху объяснил Рупе Госвами, что всё путешествие из этого мира на Голоку осуществляется только благодаря шраддхе. Эта шраддха выражается в сева-вритти, или стремлении человека служить. Просто стремление служить объекту своей любви приводит человека из материального мира в высшую обитель духовного мира. В этом – секрет духовной жизни: постоянно совершать севу, служение.

Сева, служение, имеет два аспекта: внешний и внутренний. Во внешнем аспекте севы человек может слушать катху, петь киртан, служить божествам, готовить прасад, делать переводы катхи, проповедовать, убирать и мыть храм. Все эти виды деятельности, когда они совершаются как служение, производятся непрерывно. А внутри по мере того, как шраддха растёт, человек полностью освобождается от всех материальных чувств. Когда человек в своём сердце больше не испытывает материальных чувств, это означает, что его лиана бхакти прошла через оболочки материальной вселенной и попала в духовную обитель. Когда преданный осознаёт и восхищается безграничным могуществом Господа, это значит, что его бхакти-лата достигла Вайкунтхи. А как только преданный начинает испытывать вкус сладости отношений между Радхой и Кришной, это значит, что его лиана преданности вошла во Врадж.

Таковы ступени бхакти и таков их порядок. Когда человек испытывает голод, нехватку чего-то, постоянно ссорится, гневается, постоянно находясь в суете материальных проблем, значит, его бхакти-лата находится ещё внутри этой материальной вселенной. И сколько бы севы во внешнем аспекте ни совершал преданный, если он верит, что этим он уже совершает прямое служение Радхе и Кришне, то это только самообман, потому что его сознание пока находится внутри этой материальной вселенной.

Быть вайшнавом не так просто. Сознание связано с проявлением у преданного прекрасных трансцендентных качеств. Вайшнав всегда очень смиренный, очень терпеливый, всегда совершает севу, всегда испытывает вкус к воспеванию харинама и всегда слушает хари-катху. В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами описывает этот постепенный процесс поэтапного прогресса в духовной практике, следуя которому, человек достигает уровня бхава.

* * *
Один учёный, наш современник, которого зовут Дэвид Хаберман (David L.Haberman), написал книгу о садхане рагануга-бхакти. Его книга называется «Ролевая игра как путь к освобождению» (Acting as a way of salvation). В ней написано, что освобождения можно достичь, играя роль враджаваси в своей жизни. Для этого гуру даёт ученику во время дикша-инициации описание его сиддха-дехи, и ученик начинает вести себя так, как если бы он уже был этой личностью. И это он называет рагануга-бхакти. Но далее профессор написал, что ни в книгах Рупы Госвами, ни в книгах всех шести Госвами не описано, как живое существо получает знание о своей духовной сущности, сварупе. Профессор Д.Хаберман написал, что, изучив все книги шести Госвами в оригинале на санскрите за много лет, он так и не нашёл метод передачи практикующему информации о его духовном теле, его сиддха-дехе.

Дело в том, что Рупа Госвами описал, какую садхану нужно совершать, чтобы достичь бхавы. Достижение бхавы и осознание своей сиддха-дехи – это одно и то же, поскольку сиддха-деха состоит из бхав. Хотя профессор написал, что Рупа Госвами не описал, как получить сиддха-деху, на самом деле Рупа Госвами повсюду только и описывал, как достичь сиддха-деху. Все объяснения ступеней от шраддхи до бхавы – это и есть то самое объяснение, которое искал профессор, но так и не понял этого. То же самое происходит со многими вайшнавами и в наше время. Изучая труды Рупы Госвами, они думают, что он не дал объяснений об этом, что в его учении этого не хватает.

Мы все – рупануги. Рупа Госвами – самый близкий спутник Радхи, Кришны и Чайтаньи Махапрабху. Он является ачарьей абхидхея-таттвы, процесса достижения сиддха-дехи. Это – его миссия. Но смотрите, что получается! По мнению многих вайшнавов, он забыл об этом написать в своих книгах… В таком несчастном положении пребывают сегодня многие вайшнавы. Я, конечно, имею в виду не вайшнавов, а тех, кто хотят стать вайшнавами. Я не имею в виду чистых вайшнавов в линии Рупы Госвами.

В своей книге «Ролевая игра как путь к освобождению», там, где профессор написал, что он не нашёл описание метода получения сиддха-дехи, он написал, что после изучения всех книг Рупы Госвами он пришёл к выводу, что Рупа Госвами скорее всего имел в виду, что сиддха-деха открывается через дикша-мантры. И эта мысль совершенно верна, так оно и есть.

Я вам только что кратко рассказал о процессе садханы, с помощью которого человек достигает бхавы. А теперь я расскажу кое-что о бхаве. В отношении бхава-бхакти Рупа Госвами написал:

бхаванайаx паде йас ту будхенананйа-буддхина
бхавйате гадха-самскараиш читте бхаваx са катхйате

(Рупа Госвами, Бхакти-расамрита-синдху, 2.5.133)

Это определение бхавы отличается от другого известного определения Рупы Госвами, начинающегося со слов шуддха-саттва-вишешатма. Рупа Госвами дал здесь определение бхавы с другой точки зрения.

Он говорит, что бхава – это уровень, на котором преданный способен медитировать и созерцать нам, рупу, гуну и лилы Кришны с ананья-буддхи, с полной концентрацией, не отвлекаясь ни на что. На этом этапе происходит бхавйате гадха-самскараиш, преданный обретает опыт осознания гадха-самскары. Это означает «очень глубокие впечатления». Бхактивинода Тхакур, описывая эти глубокие впечатления, назвал их ади-самскара, изначальные или дремлющие в атме впечатления. Обусловленные дживы набирают из жизни в жизнь множество материальных самскар. Но когда обусловленная джива обретает садху-сангу, общение со святым вайшнавом постепенно стирает все её материальные самскары. Таков процесс дикши.

дивйам гьянам йато дадйат
курйат папасйа санкшайам
тасмад дикшети са прокта
дешикаис таттва-ковидаиx

( Хари-бхакти-виласа, 2.9 Вишну ямала)

Уничтожение грехов означает «постепенное стирание материальных самскар, впечатлений». Когда материальные самскары почти полностью стёрты, то начинает проявляться ади-самскара, изначальное впечатление души о своей тождественности. Когда преданный медитирует, не отвлекаясь ни на что другое, то он начинает воспринимать гадха-самскару. Именно гадха-самскара, изначальное впечатление дживы, открывает ей стхайи-бхаву, её основное отношение к Радхе и Кришне, а также открывает все остальные составные части бхакти-расы: вибхава, анубхавы, саттвика-бхавы, вьябхичари-бхавы.

Когда преданный благодаря своей гадха-самскаре способен рассматривать пять составляющих расы, эта ступень называется бхава. После бхавы идёт ступень премы. Достижение премы и достижение расы – это одно и то же, потому что према полна расы, и человек на этом уровне достигает према-расы. Возникает вопрос: «Каким образом бхава становится премой или расой?»

Рупа Госвами написал:
вйатитйа бхавана-вартма
йаш чаматкара-бхара-бхуx
хриди саттводжджвале бадхам
свадате са расо матаx

(Рупа Госвами, Бхакти-расамрита-синдху, 2.5.132)

Этот стих означает, что, когда преданный погружён в медитацию на свои гадха-самскары, глубокие впечатления, он начинает воспринимать поток шуддха-саттвы, который идёт в его сердце от вечных спутников Радхи и Кришны. В этот момент преданный начинает воспринимать сначала поотдельности раса-самагри, пять составляющих расы. И когда они собираются все вместе, он впервые испытывает удивительный вкус, который называется бхакти-раса.

Разные ачарьи неодинаково прокомментировали это. Джива Госвами сказал, что бхава-бхакти и раса-майи-бхакти отличаются интенсивностью, аналогично тому, как в системе йоги дхьяна отличается от самадхи. Другой ачарья - Мукунда Госвами - сказал, что разница между бхавой и расой заключается в том, что бхава воспринимается на основе гадха-самскары, изначальной самскары атмы, в то время как основой восприятия расы является вишуддха-саттва, идущая от вечных спутников Кришны. Вишванатха Чакраварти Тхакур так объяснил разницу между бхавой и расой: на уровне бхавы преданный воспринимает составляющие расы раздельно, а когда приходит раса, эти различия сливаются в одно общее восприятие. Это показывает, что эти великие ачарьи исходили из определения Рупы Госвами, давая свои объяснения с разных точек зрения. Безусловно, все эти объяснения – правильные.

Каким же образом бхава-бхакти переходит в раса-майи-бхакти? Рупа Госвами объяснил: через садхарани-карана. Рупа Госвами дал такое определение метода садхарани-карана:

эшам сва-пара-самбандха-нийаманирнайо хи йаx
садхаранйам тад эвоктам бхаванам пeрва-сeрибхиx

(Рупа Госвами, Бхакти-расамрита-синдху, 2.5.102)

Когда человек слушает катху, либо читает её, либо смотрит спектакль, он начинает сопереживать, сочувствовать действующим лицам. В этот момент человек так может погрузиться в восприятие этого действия и чувств, что он полностью забудет о себе. И он чувствует в этот момент лишь то, что испытывает действующий персонаж драмы. Когда преданный, слушая катху, достигает стадии, когда он уже не может точно сказать, чьи это чувства, – его или персонажа, – именно в этот момент в сердце садхака входит поток настроений этого спутника Кришны, катху о котором он слушал.

Рупа Госвами написал много драм и описал так много лил Кришны для того, чтобы люди могли их читать, играть, слушать, вживаться в эти диалоги и через это восприняли бхаву, переживая состояние участников этих лил. Слушатель попадает в поток, который называется бхара. Бхара – это гигантский поток шуддха-саттвы.

* * *
Однажды Санатана Госвами сидел и читал поэму, которую написал Рупа Госвами. Это была знаменитая история из «Чату-пушпанджали», в которой Рупа Госвами сравнил косу Радхики со змеёй. Санатане Госвами это сравнение не понравилось, и он спросил Рупу: «Зачем же ты сравнил со змеёй косу нашей сладкой милой Радхики?» Рупа Госвами был очень смиренным, он сказал: «Ты прав. Надо исправить. Но скажи, пожалуйста, на что надо заменить?» Санатана Госвами был знаменитым поэтом и писал стихи мгновенно. Но в этот момент он почему-то не смог найти никакого достойного сравнения. Он думал, думал и сказал Рупе Госвами: «Дай мне какое-нибудь время, я придумаю и скажу тебе».

Они расстались, и Санатана Госвами пошёл гулять на берега Шьяма-кунды и Радха-кунды. На берегу Шьяма-кунды у Павана-гхата Санатана Госвами увидел группу девушек, которые играли под деревьями. Одна девушка сидела на качелях, а другие раскачивали её. Внезапно Санатана Госвами увидел змею, которая сзади подползла к девушке на качелях. Санатана Госвами вскочил и побежал, закричав: «Лали, лали!» Он хотел предупредить девушек об опасности и забежал прямо в воду Шьяма-кунды. Но в этот момент вдруг всё исчезло, и он понял, что это было только видение.

Изумлённый Санатана Госвами вернулся к Рупе и сказал: «Я думаю, что лучше оставить так, как ты написал». Увидев этих девушек, он осознал, что коса Радхики порой действительно напоминает чёрную большую змею, которая, извиваясь, пытается укусить Кришну. Не думайте, что это ошибка, это та реальность, которую он увидел.

В этом особенность поэзии Рупы Госвами. Всё, что он писал, он сначала видел, а потом записывал. Гурудев сказал, что в наши дни многие люди стремятся написать книги. Причём никто не может удовлетвориться одной книгой, хочется написать сразу десять книг. Они пишут книги о Радхе и Кришне подобно тому, как пекут чапати. Но возникает вопрос: «Видели ли они то, что описывают? Понимают ли они то, что описывают?» Особенность книг Рупы Госвами состоит в том, что он записывал только то, что он сначала видел и осознавал. Когда мы читаем поэмы Рупы Госвами, нам следует помнить о том, что сначала он видел реальность, переживал всё на личном опыте и только после этого записывал. Поэтому его книги обладают таким могуществом.

До Рупы Госвами величайшим поэтом считался Калидас. Но как только стали появляться труды Рупы Госвами, закономерно возник вопрос: «Стоит ли Калидаса называть величайшим поэтом?» Что уж говорить о высокой ценности книг Рупы Госвами с духовной точки зрения, даже с точки зрения материалистов поэзию Рупы Госвами отличают высокие литературные достижения. В ней использованы многочисленные украшения, аланкары. И для Рупы Госвами совершенно естественно, что его поэзия превосходит лучшие образцы мировой литературы, поскольку он – воплощение Рупы манджари. Рупа манджари обучалась у самой Радхики, которая учила её писать стихи, драмы и так далее.

* * *
Рупа Госвами описал процесс достижения расы. Написанные им драмы также помогают тем, кто стремится достичь расу, следовать процессу осознания расы. Они является одновременно абхидхеей и прайоджаной.

В своей медитации Рупа Госвами увидел, как Кришна оставил Вриндаван, а Радхика потеряла сознание. В огне разлуки у Радхарани стало пылать тело, и Лалита-сакхи побежала к Ямуне, набрала холодной воды, чтобы побрызгать в лицо Радхики. Когда Лалита-сакхи вышла на берег Ямуны, она увидела красивого лебедя. Лалита стала разговаривать с этим лебедем.

Мы знаем, что лебеди не понимают речь людей. Но такова природа премы, она заставляет человека относиться с большим почтением ко всем. Поэтому Лалита-сакхи подумала: «Этот лебедь столь благороден и разумен, он сможет передать моё послание Кришне в Матхуре». На санскрите лебедя называют хамса, а посланника – дута. Поэтому название этой драмы – «Хамсадута». Лалита-сакхи стала разговаривать с этим лебедем, стараясь уговорить его передать послание Кришне, чтобы убедить его вернуться во Вриндаван. Она привела пример любви мамы Яшоды.

Лалита сказала, что иногда птица откладывает яйца в своём гнезде. Но когда птица-мать улетает, то в это гнездо может прилететь кукушка и выбросить эти яйца, а вместо них положит своё собственное яйцо. Птица, вернувшись в своё гнездо, не замечает, что это – чужое яйцо. Думая, что это её яйцо, она высиживает его, пока птенец не вылупится. Когда птенец появляется, мать окружает его заботой – кормит, греет – пока птенец не окрепнет. Проходит время, и у птенца кукушки вырастают перья, хотя он ещё пока не умеет летать. Когда мать-птица очередной раз улетает за кормом, кукушка в лесу начинает куковать, и птенец, услышав её, выпрыгивает и улетает из гнезда. Когда мать возвращается, она не может понять, что случилось, где её птенец. Она – в шоке. Лалита-сакхи говорит, что состояние мамы Яшоды именно такое. Она с такой любовью и заботой растила Кришну, но она так и не увидела его взрослым. Он внезапно оставил её. А все говорят ей: «Разве ты не слышала, что он – сын Васудева и Деваки в Матхуре?» Мама Яшода, слыша об этом, испытывает шок и горько плачет днём и ночью. Так Лалита-сакхи рассказала лебедю душераздирающую историю. Шрила Рупа Госвами описал в своей драме «Хамсадута» эти трогательные игры.

* * *
В других своих книгах «Лалита-мадхава», «Видагдха-мадхава», «Удджвала-ниламани» Рупа Госвами описывает множество игр Радхи и Кришны и их спутниц. Но своё собственное настроение Рупа Госвами явил не через эти книги. Шрила Гурудев сказал, что нам прежде всего следует изучить «Бхакти-расамрита-синдху». Но, как далее объяснил Гурудев, даже если мы будем в совершенстве знать эту книгу, мы так и не узнаем настроение Рупы Госвами. Нам нужно будет затем изучить «Удджвала-ниламани». Но, изучив в совершенстве и эту книгу, мы всё равно не будем ещё понимать настроение Рупы Госвами. И даже «Лалита-мадхава» и «Видагдха-мадхава» не помогут нам в этом. Если мы хотим узнать настроение Рупы Госвами, нам нужно изучить его «Уткалика-валлари», а также «Шри Гандхарва-сампрартхана-аштака», «Чату-пушпанджали» и «Карпанья-панджика-стотра». Именно эти четыре книги выражают настроение Рупы Госвами.

В «Уткалика-валлари» Рупа Госвами написал:
прападйа вриндавана-мадхйам экаx
крошанн асав уткаликакулатма
удгхатайами джвалатаx катхорам
башпасйа мудрам хриди мудритасйа

«О Господь Шри Кришна! О Богиня Шри Радхике! Эта падшая душа приняла покровительство у Вриндавана и жалобно плачет, умоляя вас явить себя ей. Сейчас я открою сгорающее в невыносимом огне моё сердце и покажу следы ожогов, которые оставили в нём слёзы». (Рупа Госвами, Уткалика-валлари, 1)

Рупа Госвами здесь молит: «Приняв прибежище у леса Вриндаван, я забыл обо всём, что существует в этом мире. Я плачу, испытывая невыносимую боль и сильное волнение в моём сердце. Я ощущаю себя лианой, которая растёт всё выше и выше. Эта лиана моих желаний и моего стремления служить Радхе и Кришне. Сейчас я открою своё сердце и покажу ожоги внутри моего сердца, которые остались от слёз, которые текли в нём».

Несмотря на то, что Рупа Госвами написал уже очень много книг, в своей последней книге, «Уткалика Валлари», он впервые открывает ту боль, которую он испытывал в своём сердце все эти годы. Рупа Госвами начинает описывать все те желания, как именно он хотел бы служить Радхике.

Бхакти делится на два вида: самбандхатмика и каматмика. Самбандхатмика – это служение в дасье, сакхье и ватсалье, а каматмика – служение в мадхурье. Каматмика-бхакти в свою очередь делится тоже на два вида: самбхога-иччхамайи и тад-тад-бхава-иччхамайи. Когда гопи стремится испытывать удовольствие от личного общения с Кришной, это называется самбхога-иччхамайи. Когда же гопи стремится испытать то, что переживает её подруга, которая общается с Кришной лично, то это – тад-тад-бхава-иччхамайи. Очень многие люди считают, что тад-тад-бхава-иччхамайи обозначает только манджари-бхаву, но на самом деле этой бхавой обладают и сакхи, и манджари. Но у манджари есть своя особенность в тад-тад-бхава-иччхамайи, которая называется бхава-улласа-рати.

Рупа Госвами объясняет это так:
санчари сйат самано ва кришна-ратйаx сухрид-ратиx
адхика пушйамана чед бхаволласа ратиx

(Рупа Госвами, Бхакти-расамрита-синдху, 2.5.128)

Если гопи к своей сакхи, подружке, испытывает чувство дружбы, по силе равное или меньше, чем её рати, любовь, к Кришне, то такое чувство является её санчари-бхавой. Но когда дружеские чувства к своей подруге для гопи имеет большее значение, чем её рати к Кришне, это называется бхава-улласа. Это не санчари-бхава и не стхайи-бхава. Но для манджари бхава-улласа – это стхайи-бхава, их постоянное настроение, поэтому оно называется бхава-улласа-рати. У манджари стхайи-бхава не к Кришне, как у всех остальных девушек. Но у них стхайи-бхава и не к Радхе, как ошибочно думают многие. Они имеют стхайи-бхаву к Радха-Кришна-Югала. У них больше склонность служить Радхе, чем Кришне, но они воспринимают Радху-Кришну только вместе, как одно целое.

Начинающие преданные, которых интересует манджари-бхава, упрощённо понимают настроение манджари и считают, что манджари сфокусирована только на Радхике и её совсем не интересует Кришна. Но как манджари может игнорировать Кришну, если Радхика является высшим воплощением интереса к Кришне? Поэтому у манджари любовь к ним обоим. И хотя у манджари нет желания иметь какие-либо свои личные отношения с Кришной, её любовь отличается тем, что манджари любит больше всего, когда Кришна и Радха вместе.

Мы видим, как Рупа Госвами открывает своё настроение и свои желания в «Уткаллика-валлари», «Шри Гандхарва-сампрартхана-аштаке», «Чату-пушпанджали» и «Карпанья-панджика-стотре». В этих поэмах Рупа Госвами перечисляет то, о чём он мечтает, что он хочет делать в духовном мире. При чтении этих книг может создаться впечатление, что, когда Рупа манджари одевает Радхику, причёсывает ей волосы, украшает и готовит её для встречи с Кришной, она служит только Радхике. Но в действительности она служит им обоим, Радха-Кришна-Югала.

Когда Рупа манджари украшает Радхику, и Радхика, сидя перед зеркалом, видит себя, она приходит в сильное волнение, которое подталкивает её быстрее бежать на встречу с Кришной, чтобы доставить ему удовольствие красотой, которую создала Рупа манджари.

И Рупа Госвами молится:
дамодара рати вардхана-веше!
хари-нишкута-вриндавипинеше!

(Рупа Госвами, Шри Шри Радхика-пада-падме вигьяпти, 1)

Веша, вся одежда и все украшения Радхики, усиливают привязанность Кришны к Радхике. Всё, что делает Рупа манджари, украшая Радхику, совершается не только для того, чтобы доставить удовольствие Радхике, но и для того, чтобы доставить удовольствие Кришне.

В этом стихе слово хари означает Кришну. Оно также означает «тот, кто забирает». Поэтому вардхана-веше хари здесь означает: все украшения, которые я надела на Радхику, Кришна снимет с неё. Всё, что делает Рупа манджари, она делает это для того, чтобы доставить удовольствие Кришне, когда он будет наслаждаться красотой Радхики, а также для того, чтобы Кришна получил удовольствие, когда будет снимать все эти украшения. Это называется югала-рати или югала-прити.

В другом стихе Рупа Госвами написал:
прамада-мадана-йуддхарамбха-самбхавукабхйам
прамудита-хридайабхйам ханта вриндаванешау

«Царь и царица Вриндавана! Когда же наступит тот день, когда я смогу принести Вам мадху, медовое вино?» (Рупа Госвами, Уткалика-валлари, 51)

Рупа манджари хочет принести Радхе и Кришне мадху, когда они захотят наслаждаться любовными играми друг с другом. Зачем? Когда Радхика будет опьянена, то в своих играх с Кришной она сможет переступить через свою застенчивость, и ничто больше не будет её сдерживать. Обычно Радха объясняется с Кришной очень изысканно. Но когда она опьянена, ей становится трудно говорить, она путает слова, а это очень веселит Кришну и доставляет ему много удовольствия.

Когда закончится лила Радхи и Кришны, Рупа манджари будет делать массаж стоп Радхики. И опять может показаться, что она служит только Радхике. Но на самом деле она снимает усталость с Радхики, чтобы Радха и Кришна были готовы к новым играм.

Поэтому тот, кто хочет стать истинным рупануга-вайшнавом, должен следовать этому настроению Рупы Госвами. Сева всегда совершается Радхе и Кришне, обоим, но всегда присутствует предпочтение по отношению к Шримати Радхике.

* * *
Из всех разнообразных лил Радхи и Кришны игра, в которой исполняются все желания Кришны, - это лила катания на качелях. На Джхулан-экадаши Рупа Госвами был полностью погружён в эту лилу. А на следующий день он сам вошёл в эти прекрасные нитья-лилы. Рупа Госвами оставил этот мир в 1558 году в возрасте 69 лет.

Когда Рупа Госвами оставил этот мир, Рагхунатха дас Госвами рыдал от боли разлуки. Если мы хотим войти в правильное настроение, отмечая день ухода Рупы Госвами, то нам надо погрузиться в настроение стиха Рагхунатхи даса Госвами, в котором он выразил свои чувства разлуки с Рупой Госвами:

шунйайате маха-гоштхам
гириндро 'джагарайате
вйагхра-тундайате кундам
дживату-рахитасйа ме


«О Рупа Госвами! В тот день, когда ты оставил этот мир, для меня весь этот мир превратился в пустыню. Я по-прежнему живу у Говардхана, но сейчас он наводит на меня ужас. Он выглядит, как раскрытая пасть питона, который хочет меня проглотить. А Радха-кунда, которой я служил всю свою жизнь, сейчас, в разлуке с тобой, выглядит, как раскрытая пасть тигра, который ждёт, когда я сам прыгну в неё, и тогда тигр её закроет. О Рупа Госвами, как же мне жить без тебя дальше?»
(Рагхунатха дас Госвами, Шри Прартханашрая-Чатурдашака, 11)

Этими словами Рагхунатхи даса Госвами я приношу мои шраддха-пушпанджали Шриле Рупе Госвами и прошу его о милости в этот знаменательный день его ухода.

Гаура премананде!

перевод: Абхинанда дас
набор: Ананда-мохан дас
редакция: Пушпанджали даси


www.prem.ultranet.ru © 2007г., Москва

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ХАРЕ КРИШНА ФОРУМ -> Кришна Катха Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы не можете скачивать файлы в этом форуме


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Хостинг: ForumCity Создать форум